5 опер Модеста Мусоргского и их история — «Новости Музыки»

Еще при жизни Мусоргского его оперные сочинения привлекли внимание многих музыкантов, а «Борис Годунов» был поставлен на сцене Мариинского театра. Однако мировое звучание эти произведения приобрели благодаря Николаю Римскому-Корсакову. После смерти Мусоргского в 1881 году он взялся дорабатывать его сочинения: дописывал начатое, редактировал и переписывал завершенное, оркестровал и издавал наследие композитора. Эта работа продолжалась почти три десятилетия.

«Борис Годунов»

Модест Мусоргский. 1874. Санкт-Петербург. Фотография: А.Ф. Лоренц / Русский национальный музей музыки, Москва
Модест Мусоргский. Сцена в корчме из оперы «Борис Годунов» (2-я редакция). Переложение для пения с фортепиано. Автограф. 1871. Санкт-Петербург. Русский национальный музей музыки, Москва
Николай Римский-Корсаков. 1893. Санкт-Петербург. Фотография: Константин Шапиро / Русский национальный музей музыки, Москва

«Борис Годунов» — единственное оперное произведение, которое композитор сам закончил и оркестровал: создал его полную оркестровую партитуру. Литературной основой либретто стала одноименная трагедия Александра Пушкина.

Путь этой оперы на сцену был долгим и трудным. В первоначальном виде «Борис Годунов» был завершен в декабре 1869 года, и вскоре Мусоргский передал его на рассмотрение в дирекцию Императорских театров. Сочинение не приняли: основное замечание сводилось к тому, что опера лишена . В 1871–1874 годах Мусоргский продолжил работу: он сочинил новый («Польский») акт и Песню Шинкарки в сцене в корчме. Кроме того, картину «Площадь перед собором Василия Блаженного» композитор заменил на сцену под Кромами, изображающую народный бунт. Только после этих основных и множества более мелких изменений оперу представили публике: премьера состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 27 января 1874 года. Спектакль шел до 1882 года, в конце 1880-х годов несколько представлений состоялись в Большом театре в Москве.

В 1891 году, спустя 10 лет после смерти Мусоргского, Римский-Корсаков приступил к созданию новой редакции оперы, чтобы оживить интерес исполнителей и слушателей к сочинению своего друга. Он заново оркестровал сочинение и пересмотрел драматургическую концепцию: сократил отдельные сцены, а некоторые исключил вовсе. 28 ноября 1896 года версия Римского-Корсакова впервые прозвучала на сцене Большого зала Санкт-Петербургской консерватории. С этого момента оперу стали широко исполнять именно в его редакции.

Ставили «Бориса Годунова»в Русской частной опере в Москве, на сцене Большого и Мариинского театров, в ряде провинциальных городов, а в 1908 году — в дягилевских «Русских сезонах» в Париже. Постановки оформляли Константин Коровин, Кузьма Петров-Водкин, Федор Федоровский. В течение XX века «Борис Годунов» в редакции Римского-Корсакова прошел на всех ведущих сценах мира. В наши дни эту версию оперы можно увидеть на сцене Большого театра.

Читайте также  Звезда "Универа" - Настасья Самбурская

«Хованщина»

Федор Шаляпин в роли Досифея в опере «Хованщина». 1911. Спектакль Мариинского театра, Санкт-Петербург. Фотография: Карл Фишер / Русский национальный музей музыки, Москва
Программа спектакля «Хованщина». В роли Досифея — Федор Шаляпин. 21 декабря 1912. Большой театр, Москва. Русский национальный музей музыки, Москва
Елена Образцова в роли Марфы в опере «Хованщина». Не ранее 1968. Спектакль Большого театра, Москва. Русский национальный музей музыки, Москва

Над «Хованщиной» Мусоргский работал последние девять лет жизни начиная с лета 1872 года. Создавая либретто, композитор изучал документы той эпохи и труды современных историков. Помогал в этом его давний друг музыкальный критик Владимир Стасов, который работал в Императорской Публичной библиотеке. Мусоргский написал основную часть произведения в изложении для пения с фортепиано, оркестровал отдельные фрагменты, однако некоторые эпизоды закончить не успел.

Редакцию «Хованщины» Римский-Корсаков сделал в крайне сжатые сроки. Партитуру своей версии композитор завершил в 1882 году. Он не только создал новую инструментовку, но и внес изменения в само сочинение — сократил его. Впервые «Хованщину» исполнили в редакции Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, на сцене Музыкально-драматического кружка любителей в зале Кононова в феврале 1886 года. В ноябре 1897 года оперу поставили в Москве, в Русской частной опере. Роль старца Василия Корень в этом спектакле исполнил Федор Шаляпин. В 1911 году певец выступил как режиссер постановки «Хованщины» на сцене Мариинского театра и исполнил в ней роль Досифея. Сегодня «Хованщина» нередко звучит в редакции, сделанной Дмитрием Шостаковичем в 1958 году.

«Саламбо»

Модест Мусоргский. Хор жриц из оперы «Саламбо» в редакции Николая Римского-Корсакова. Для пения с фортепиано. Первое издание. Санкт-Петербург, музыкальное издательство «В. Бессель и Ко», 1884. Русский национальный музей музыки, Москва
Гравюра «Карфагеняне» (фрагмент). Париж, издательство «F. Chardon аine», XIX век. Русский национальный музей музыки, Москва
Афиша концертного исполнения оперы «Саламбо». Редакция З. Пешко. 3 и 4 апреля 1989. Большой зал Ленинградской филармонии имени Д. Д. Шостаковича, Ленинград. Русский национальный музей музыки, Москва

Опера Мусоргского «Саламбо» по одноименному роману Гюстава Флобера существовала в разрозненных фрагментах. Композитор работал над ней с лета 1863 по лето 1866 года. Замысел сочинения возник под впечатлением от чтения романа Флобера в русском переводе — в 1863 году его впервые опубликовал журнал «Отечественные записки». В основе сюжета лежат реальные исторические события эпохи Пунических войн. В Карфагене произошло восстание наемных воинов, во время которого повстанцы освободили рабов. Предводитель восставших ливиец Мато вместе с одним из освобожденных рабов, Спендием, похитил из городского храма священную реликвию — покрывало богини Танит. Тогда Саламбо, жрица храма богини Танит и дочь карфагенского военачальника, ценой собственной жизни решила вернуть святыню.

Читайте также  Как выбрать лыжные ботинки: коньковые, классические, NNN, SNS, размеры и особенности

За три года работы композитор сочинил большую часть четырехактной оперы, но записал всего несколько фрагментов. Впоследствии музыкальный материал одной из картин вошел в сцену «Уборная Марины Мнишек» во второй редакции «Бориса Годунова».

Николай Римский-Корсаков отредактировал готовые номера и оркестровал Хор Жриц из IV действия. Свою редакцию «Саламбо» в первой половине 1980-х годов предложил венгерский композитор и дирижер Золтан Пешко. В варианте петербургского композитора Вячеслава Наговицына опера вошла в репертуар Мариинского театра и периодически звучит в концертном исполнении.

«Женитьба»

Владимир Хрулев в роли Подколесина и Людмила Колмакова в роли Свахи в спектакле «Женитьба». 1989. Спектакль Камерного музыкального театра, Москва. Русский национальный музей музыки, Москва
Модест Мусоргский. Опера «Женитьба» в редакции Николая Римского-Корсакова. Действие I. Для пения с фортепиано. Печатное издание. Санкт-Петербург, музыкальное издательство «В. Бессель и Ко», 1911. Русский национальный музей музыки, Москва
Владимир Хрулев в роли Подколесина в спектакле «Женитьба». 1989. Спектакль Камерного музыкального театра, Москва. Русский национальный музей музыки, Москва

Опера «Женитьба» стала творческим экспериментом Мусоргского. Сам композитор определил жанр как . Литературной основой оперы стала одноименная пьеса Николая Гоголя. Композитор пытался выразить музыкой интонацию обычной речи, . Свою идею Мусоргский высказал в одном из писем к Людмиле Шестаковой, сестре Михаила Глинки: .

Композитор создавал «Женитьбу» летом 1868 года. Мусоргский быстро завершил первое действие, состоящее из четырех картин, однако два других так и не написал. Впоследствии композитор оценивал свой опыт создания «Женитьбы» как этюд по овладению мастерством речитатива, который пригодился ему в работе над «Борисом Годуновым».

Римский-Корсаков обратился к «Женитьбе» в последние годы жизни. Именно в его редакции опера впервые была издана в 1908 году. Композитор внес много изменений в партитуру: по его мнению, некоторые звукосочетания в тексте Мусоргского не имели музыкального основания, другие — были некрасивы. Именно благодаря труду Римского-Корсакова оперу начали исполнять в публичных театрах. Позднее, в XX веке, свои оркестровые редакции «Женитьбы» сделали дирижеры Александр Гаук и Геннадий Рождественский. Варианты завершения оперы предложили композиторы Михаил Ипполитов-Иванов и Александр Черепнин.

«Сорочинская ярмарка»

Модест Мусоргский. Гопак веселых парубков из оперы «Сорочинская ярмарка». Первое издание, подготовленное Николаем Римским-Корсаковым. Санкт-Петербург, музыкальное издательство «В. Бессель и Ко», 1886. Русский национальный музей музыки, Москва
Сцена из II действия оперы «Сорочинская ярмарка». 1962–1963. Спектакль Югославского национального театра, Белград, Сербия. Русский национальный музей музыки, Москва
Афиша спектакля «Сорочинская ярмарка» (фрагмент). 25 и 27 ноября 1955. Гранд-Казино Женевы, Женева, Швейцария. Русский национальный музей музыки, Москва

Читайте также  Анна Плетнева и группа «Винтаж» представили яркое шоу «Навсегда» - «Новости Музыки»

Замысел комической оперы «Сорочинская ярмарка» по одноименной повести Гоголя возник у Мусоргского в 1871 году. Но, занятый подготовкой «Бориса Годунова» к постановке, к работе над новым сочинением композитор приступил только в июле 1874 года. В «Сорочинской ярмарке» был продолжен творческий эксперимент, начатый в «Женитьбе». В одном из писем Мусоргский писал: .

Из-за трудности задачи и житейской неустроенности композитора создание оперы продвигалось очень медленно. За семь лет Мусоргский написал только несколько разрозненных фрагментов, в основном рассчитанных на концертное исполнение и отдельное издание.

Источник: debop.ru